Главная » Классификация произведений изобразительного искусства

Классификация произведений изобразительного искусства

Произведения изобразительного искусства делятся на следующие основные виды: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство. В последнее время к традиционным четырем видам изобразительного искусства уже можно добавить пятый - технические искусства, к которым относятся художественная фотография и компьютерная графика. Живопись в свою очередь подразделяется на станковую и монументальную. Графика на рисунок, акварель и печатную графику. Скульптура бывает круглая (монументальная, станковая, малых форм) и рельеф (барельеф - когда из плоскости выступает менее половины объема и горельеф - более половины). Еще больше разновидностей в ДПИ: керамика, горячая эмаль, батик, гобелен, ковка, роспись по дереву, металлу и т.д.

 Внутри каждого вида существует деление по материалам и техникам. Так, печатная графика может быть выполнена в технике литографии, гравюры на дереве (ксилография), на линолеуме (линогравюра), на металле (офорт; его разновидности: сухая игла, акватинта, меццо-тинто, мягкий лак). К печатной графике можно отнести и монотипию. Рисунок может быть выполнен карандашом, углем, тушью (пером или кистью), пастелью, сангиной, сепией или в смешанной технике. Некоторые художники соединяют графические материалы с живописными. Работы такого рода уже сложно отнести к графике, при этом они не являются живописью. Это - «работы на бумаге или картоне», выполненные в смешанной технике.

 Монументальная живопись относится к особому роду искусства, называемому монументальным. Главной особенностью такого рода искусства является его неразрывная связь с архитектурой. Эта связь определяет классификацию монументальной живописи и по её месту в архитектурном пространстве (экстерьерная или интерьерная, роспись на стене или потолке - плафон и т.п.). К монументальной живописи можно отнести панно, роспись, мозаику, витраж.

 Панно и роспись могут быть выполнены в различных материалах и техниках - в технике фрески (живопись темперными красками по сырой штукатурке), акриловыми красками по штукатурке или гипроку и т.д. Кроме того, панно может быть исполнено в технике мозаики, интарсии, маркетри и др. Существует также монументальная графика - настенное графическое изображение, которое выполняется в технике сграффито. Необходимо отметить, что такие техники как мозаика, витраж, интарсия, маркетри, созданные вне связи с конкретным интерьером или экстерьером, можно отнести к декоративно-прикладному искусству.

 Классическая техника станковой живописи - живопись маслом на холсте. Однако более ранняя техника, идущая от иконописи, - живопись темперными красками на доске, покрытой левкасом. Эта техника используется и сейчас, и не только при создании икон.

 Современные художники, особенно те, которые предпочитают пастозную живопись с мощными фактурами, часто вместо холста используют оргалит, а вместо масляных красок - цветные рельефные пасты. В арсенал художников наших дней прочно вошли краски нового поколения – акриловые, которые очень удобны в использовании: быстро сохнут, эластичны, но все же уступают масляным краскам в пластичности, в возможностях цветовых нюансировок.

 Живописец выбирает те или иные материалы в соответствии с поставленной художественной задачей. Порой живопись превращается в барельеф - настолько мощные красочные слои накладывает художник. Границы между видами и техниками все больше размываются. Так, живопись может быть сплавлена с различными предметами-вклейками, как плоскими, так и объемными, что трансформирует ее в новый вид искусства, появившийся в XX веке, - арт-объект. Последний часто обходится совсем без живописи. К этой группе произведений можно отнести коллажи, декупажи, контррельефы и т.д.

 В последнее время получает распространение «печатная живопись». Я имею в виду не цифровую печать на холсте, а сериографию, которая может осуществляться на любой основе. Это - очень дорогостоящая техника. Позволить ее себе могут только художники, хорошо востребованные за рубежом. Суть ее в том, что с помощью специальной техники делается ограниченное число высокоточных по цвету повторений живописного оригинала. Это очень длительный процесс, который осуществляется в присутствии художника. Каждый отпечаток имеет некоторые отличия от оригинала и еще дорабатывается и подписывается художником. Все экземпляры нумеруются, а матрица уничтожается. Так что получается серия живописных работ, каждая из которых неповторима. Сериографию коллекционируют во всем мире, поскольку она считается авторским произведением и более доступна для большинства коллекционеров, чем оригинал. При этом стоимость последнего растет астрономически.

 Скульптура бывает из камня, дерева, металла, глины и др. От выбранного материала зависит способ работы ваятеля - убирает ли он лишнее, высвобождая образ из камня или дерева, или лепит, наращивая массу (глина). Еще большее разнообразие материалов в мелкой пластике - слоновая кость, стекло, фарфор, бронза, камень, мрамор, дерево, керамика и др. Исходя из художественных задач, скульптор взаимодействует с материалом, порой открывая новые возможности, изобретая индивидуальные методы работы с ним, а также комбинирует различные материалы в одном произведении.

 По жанрам произведения изобразительного искусства (главным образом, живопись) делятся на пейзаж, натюрморт, портрет, тематическую картину, анималистику. При этом в жанре пейзажа можно вычленить городской и морской; в портрете - индивидуальный, групповой, парадный, автопортрет. Тематическая или сюжетная картина объединяет собственно «жанр» - бытовые сцены из жизни, исторические, мифологические, аллегорические и религиозные сюжеты, батальный жанр. Сюда же можно включить и изображение обнаженной натуры - ню. В последние годы понятие «тематическая картина», которое возникло в советском искусствознании, все чаще заменяется термином «фигуратив». Этот термин можно отнести не только к сюжетным композициям, но ко всем произведениям, на которых изображены человеческие фигуры.

 В представленной классификации рассмотрены самые основные и, в первую очередь, традиционные виды, материалы и техники изобразительного искусства. В последнее время, когда появляется много новых возможностей, когда художники интенсивно экспериментируют с разнообразными материалами, изобретают авторские техники, границы между видами изобразительного искусства размываются. Более того, деятели современной арт-сцены стирают грань даже между различными видами искусства, продуцируя синтетические формы, такие, как перфоманс, видеоарт, акционизм и др.

Источник: art-katalog.com

Вернуться на предыдущую страницу

Просмотреть еще статьи